Алексей Паньков. 3 поколения работы в психологии. Какое влюбит в тебя клиентов?

Как эволюционировала психология? Какие есть 3 поколения? Чем они отличаются? Плюсы и минусы каждого. И какой подход выбрал я как профессиональный коуч и почему считаю его самым эффективным? Это и другие интересные вопросы разберем в этой статье. Читайте дальше.

Версия на Яндекс.Дзен.

Первое поколение — лечить нельзя калечить!

Долгое время люди думали, что психологические расстройства имеют физическую природу и пытались их либо игнорировать — отправляли “больных” в монастыри, либо заботливо лечили — сначала трепанацией черепа, потом дошли до электрошока и лоботомии.  

Но к счастью, Зигмунд Фрейд обнаружил, что можно помочь пациенту выбраться из психических расстройств за счет беседы. Такие беседы превратились в традиционную классическую терапию. Самые яркие представители первого поколения — это как раз классические психотерапевты. 

К слову, есть психотерапевты новой волны, которые работают инструментами следующих поколений. Но в большинстве случаев психотерапевты и психологи-консультанты будут действовать именно инструментами первого поколения. 

Чем отличается первое поколение — традиционная терапия:

  1. Она авторитарна. Терапевт доминирует, его понимание важнее, клиент должен подчиняться и следовать. 

Однажды я решил сходить на расстановки по методу Берта Хеллингера, чтобы ощутить, как работает признанный эксперт этого метода и заодно поисследовать свой запрос. 

Я позвонил эксперту. Он возглавлял кафедру психологии в одном из федеральных вузов. Когда я сказал, что хочу прийти к нему на расстановки, он ответил: 

  • А кто сказал, что вам это нужно? Для начала мне надо с вами встретиться, и, если я решу, что вам надо, тогда вы придете на расстановки.

Это наглядный пример авторитарных отношений. И этот подход может работать с теми, кто действительно находится в ремиссии или в сильном психологическом кризисе и не может держать свое эмоциональное состояние. Но со здоровыми людьми, которые просто хотят познавать себя и быстрее развиваться, — авторитарный метод не очень подходит.

  1. Традиционная терапия вербальна, ориентирована на проблемы и поиск патологий, происходящих из прошлого.

Этот признак исходит из истории появления терапии. Если на простолюдинов мало кто обращал внимание, то, например, если в семье дворянина дочь начинала страдать истерией, ее поведение считалось вызывающим, а контролировать его было невозможно. При этом отправить ее в деревню или как-то избавиться — тоже. То есть появилась проблема, которую надо решать. Ее, если сказать упрощенно, стали решать психотерапевты. Таким образом — работа исходила ОТ проблемы. 

Поэтому, естественно, фокус внимания психотерапевтов был посвящен поиску проблем. Но какая есть особенность: если искать проблемы в психике, ты их найдешь и у здоровых людей. 

У психотерапевтов даже есть шутка: “Нет здоровых людей, есть недообследованные”. Поэтому если вы пообщаетесь с “правильным” психотерапевтом, то всегда уйдите от него с ощущением своей “неправильности”. P.S. Не все такие психотерапевты, но об этой особенность надо было сказать.

  1. Третья особенность: терапевт за счет разговора помогает клиенту разрешить его затруднения.

Терапевт ведет общение так, чтобы клиент начал осознавать вытесненное разумом чувство, воспоминание. 

Когда это из вытесняемой невидимой части психики выплывает в сознательную часть, у клиента появляется возможность приобрести понимание, найти лучшее решение и тем самым внести изменения и пойти на поправку.

Но!

В ходе работы с психотерапевтом можно надоставать столько вытесненных болезненных воспоминаний, что кто-то из клиентов может справиться, а кто-то нет и у него возникает депрессия. Появляется вероятность, что психотерапевт кому-то помогает, а кому-то делает хуже.

Чтобы решить все эти трудности, психотерапевты придумали в 70-хх годах двадцатого века следующее поколение методов.

Второе поколение

В него включили новые виды терапии и назвали традиционным коучингом. Сам коучинг возник в бизнес-сфере, куда пришел от тренеров тенниса. Но когда его стали применять психотерапевты, результаты удивили всех. 

Чем второе поколение отличается от первого:

  1. Во-первых, коучи лишили себя возможности давать советы и действовать авторитарно. Терапевты первого поколения живут советами. Второе поколение себе связало руки, так как было замечено, что без советов клиент сам приходит к ясному пониманию и результаты получаются лучше.
  1. Во-вторых, было обнаружено различие “рамки проблемы” и “рамки результата”. 

Второе поколение осознало, что если найти проблему, то в ментальном, эмоциональном мире это совершенно не означает, что будет найдено решение. 

А зачастую без осознания самой проблемы реально найти решение. Например:

  1. Вы переедаете сладкое.
  2. Сходили к классическому терапевту. Достали из вытесненной части психики детское воспоминание, как вас отругали за съеденную конфету. 
  3. Знание этой прошлой причины не поможет вам решить нынешнюю задачу — переедание. 

Поэтому второе поколение сфокусировалось только на будущем, чтобы помогать клиентам находить решения без раскопок неприятных воспоминаний.

Так ушла вероятность создания клиенту депрессии. Любая встреча стала ресурсной и поддерживающей для клиента.

  1. Коуч ориентирован на сотрудничество. Он в равной роли. Он не доминирует. 

Он лишь отвечает за создание пространства, где клиенту будет легче самому осознать решение. Это убрало необходимость быть консультантом и иметь успешный опыт в вопросе и позволило коучу даже без опыта в запросе успешно помогать клиенту приходить к своим целям. 

  1. Встреча коуча и клиента давала видимые сдвиги. В первом поколении для получения видимого результата надо было несколько месяцев общения терапевта с клиентом. Во втором поколении результат появлялся после каждой сессии.
  1. В коучинг перешли новые виды терапии, самые на тот момент передовые. Поэтому коучи стали более подготовленными для бизнес контекста и для задач по созданию стартапов и уникальных траекторий жизни.

Подытожу этот раздел историей. Достаточно опытный телесный терапевт оказался в новом городе в силу обстоятельств. Это создавало стресс. Стресс отражался в теле. Он регулярно работал с собой и проходил сеансы телесной терапии у своего наставника. Это снимало стресс и возвращало чувство счастья. 

Но со временем все повторялось, потому что стратегии поведения была не приспособлены для новой внешней обстановки. Накал в семье увеличивался, и телесный терапевт летел к большому семейному кризису. А все потому, что телесная терапия работает с прошлым, с эмоциями в теле, но там нет знаний, как создавать новые стратегии. Эти знания есть у коучей.

Он прошел обучение у нас в Школе Коучей и узнал, как создавать новые карты, которые позволили ему лучше адаптироваться в измененных условиях. Как результат в его жизнь пришли приятные и счастливые стабильные изменения.

Но нет предела совершенству. Классические коучи в связке с терапевтами первого поколения пошли дальше и открыли кое-что удивительное.

Третье поколение

Второе поколение попало в капкан. Они себе связали руки тем что отказались вообще исследовать прошлое. Они ушли в совершенно другую крайность. Первое поколение работает с прошлым, значит, второе поколение будет работать только с будущим.

И капкан заключается вот в чем. Цель — всегда в будущем. Если представить телегу, то чтобы ее можно было двигать, надо тянуть спереди или толкать сзади. 

Второе поколение научилось создавать тягу спереди. Но если к телеге привязать булыжники, камни, гири, то чтобы телега сдвинулась, надо будет приложить неимоверно большое усилие. Тащить эту телегу будет очень сложно. 

Она проедет за сутки маленькое расстояние. Это уже что-то… но зачем жить полумерами, когда можно увеличить движение телеги в 5-10 раз? Достаточно обернуться назад и посмотреть, что же ей мешает двигаться.

Так появилось третье поколение в психологии. Это генеративный коучинг. Я обязательно напишу отдельную статью про него, потому что там есть ряд неочевидных, но очень важных деталей.

Если коротко, третье поколение отличается от второго тем, что:

  1. Всё воспринимается единым. Прошлое и будущее становятся частью целого. В будущем мы берем намерение и ресурсы, в прошлом мы находим препятствия и создаем уравновешенную систему. 

Создаем баланс, в котором клиент очень легко и естественно идет к целям.

  1. За счет творческого сознания создается порождающее внутреннее состояние, которое позволяет менять фильтр восприятия.

Мои клиенты после генеративного коучинга часто говорят такую фразу “А что, так можно было?”. 

Генеративный коучинг создали выдающиеся тренеры Кремниевой Долины Роберт Дилтс и Стивен Гиллиген. Это мои учителя. И знаете, что меня удивило? Роберт Дилтс является разработчиком ключевых моделей второго поколения в психологической работе. Но когда он проводит обучения генеративного метода, он почти не опирается на модели второго поколения. 

Словно говоря: “Да, там крутые инструменты, но то, что мы обнаружили, прекрасней”. И я это прочувствовал на своем опыте безусловно.

    3. Работа с состоянием. Это основа в третьем поколении. 

    Мы в Школе Коучей управлять своим состоянием обучаем студентов в первый час обучения. Мы основали Школу Коучей именно потому, что другие обучают только второму поколению. А мы единственная Школа, которая обучает третьему.

    4. Вызов препятствия. Полимодальный коуч его сознательно ищет. Потому что это часть системы. Нельзя его исключать, как это делают во втором и первом поколении. 

    Ведь оно на дистанции обязательно вылезет в виде отсутствия сил, мотивации, сомнений, тревоги, избегания, прокрастинации или какого-то психосоматического заболевания.

    5. В генеративном коучинге нет цели, но есть намерение. Цель будет формулировать когнитивная часть. Если же зайти в намерение, то оно окажется более мудрым, глубинным.

    Генеративный коучинг создается связь между когнитивным разумом, телесным и пространством. 

    Есть люди головастики, они логичны, последовательны, очень заземлены, реальны. Есть люди интуиты, они прекрасно чувствуют тело, у них развита интуиция. Они знают что надо сделать, но не могут объяснить почему. Они живут метафорами, образами, поэтому их иногда отрывает от реальности. 

    Но ведь было бы прекрасно соединить голову и тело. Чтобы быть логичным и при этом в согласии с интуицией. И моих клиентов этому учат практики генеративного коучинга.

    Вывод

    Раньше, когда я работал вторым поколением, это давало прекрасные результаты. А когда я научился генеративному подходу… я задвинул все, чем пользовался во втором поколении, потому что новое стало давать такие изменения, что их даже сложно сравнить. Это просто фундаментально другие результаты.

    Но если ко мне приходит клиент с бизнес-запросом, тогда я иду к классическому коучингу, потому что там много прекрасных методов по прояснению целей. Если клиент приходит с сильной тревогой, мне вообще надо переходить на EMDR-коучинг, который идеально работает именно с тревогой. 

    И через практику мы нашли такую схему работы, которая позволяет перескакивать из одной модальности в другую, сохраняя саму структуру сессии и поддерживая услугу коучинга на высоком качестве. 

    Эта схема была названа нами Полимодальным коучингом. Она позволяет использовать любые направления работы. Это как вагон, куда вы можете загрузить любой из 430 видов работы с мышлением и оставаться конкурентоспособным на рынке, где постоянно появляются новые методы. Как полимодальный коучинг работает, я очень подробно рассказывают в своем бесплатном обучении. Переходите и становитесь ближе к свободной и насыщенной жизни коуча.

    Но для меня любимым является генеративный коучинг из-за его невероятных результатов и прекрасного побочного эффекта: за ними клиенты возвращаются к тебе вновь и вновь, готовые ждать в очереди и платить. 

    Оставьте комментарий